Центр дистанционного образования "Эйдос" |
Друзья, внимание! Такое решение я приняла в связи с тем, что компания Яндекс отказывается от сервиса НАРОД и передает все сайты narod.ru на другой хостинг, которому я не слишком доверяю. |
9 - 13 января 2002 года
Я с музой зодчего
беседую опять...
Страной зодчих назвал Россию
искусствовед и художник И. Э. Грабарь.
Это высказывание в полной мере
относится и к Петербургу. Создатель и
основатель города Петр I поставил перед
собой задачу “превратить Московскую
Русь в Российскую Европу”, хотя
бездумным приверженцем всего западного
он не был. Один из его приближенных -
механик, изобретатель А. К. Нартов -
вспоминал о прибытии в Петербург труппы
бродячих иностранцев-плясунов и
акробатов. Царь выразил недовольство: “...Надобны художники, а не фигляры:
Петербург не Париж. Пришельцам-шатунам
сорить деньгами грех”. А. Н. Бенуа писал, что
Петербург “не общеевропейский город,
не русский, а какой-то совершенно
особенный, безусловно прекрасный и
грандиозный. Тип домов, церквей, размер
улиц, план — все было у него свое,
совершенно особенное”. Вся эта великолепная “непохожесть”
города создавалась во многом усилиями
приглашенных европейских зодчих, но они,
переселившись в Россию, сами изменяли
свою манеру под влиянием русских
мастеров. “Принимая горячее участие в
созидательном творчестве своей новой
родины, итальянцы, немцы, французы часто
забывали о своем прежнем отечестве и
становились русскими в полном смысле
слова, русскими по складу, по духу и
чувству”, - говорил И. Грабарь. В строительстве Петербурга,
сотрудничая, взаимодействуя и
соперничая, участвуют и приглашенные с
Запада архитекторы, и русские зодчие.
Приносимые ими традиции русской
архитектуры дополняли,
совершенствовали, приближали к
потребностям и вкусам жителей
Петербурга архитектурное своеобразие
Запада. О том, как русские традиции
зодчества, вкусы и привычки иногда
побеждали привычные для Запада приемы
строительства и планировки города,
писал А. Н. Бенуа. Он отмечал, что
намеревались “сделать из Петербурга
что-то голландское, а вышло свое,
особенное... Там узенькие особнячки,
аккуратненькие набережные, кривые
улицы, кирпичные фасады, огромные окна...
- здесь невысокие хоромы, огромная река с
широкими берегами, прямые перспективы,
штукатурка, и небольшие оконца...”
Если это относится скорее к Петербургу
петровского периода, то с течением
времени город приобрел особый колорит,
где на равных существовали
замечательные образцы архитектуры классицизма
и ампира, эклектики и изысканного модерна. Эта многоликость города
словно призывает, по словам Ф. М.
Достоевского, “вглядеться в
Петербург внимательнее, изучить его
физиономию и прочесть историю города в
этих великолепных зданиях, дворцах,
монументах”. Почему в первый
период строительства Петербурга так
много было привлечено в город иноземных
“архитектов”, как их называли в то
время? Петр I, создавая “на болоте”
гигантский новый город, не пожелал иметь
в нем ничего московского. Он
беспрестанно выписывал из-за границы
все новых и новых строителей - “архитектов”,
как их тогда называли: голландцев,
итальянцев, немцев. Страстный любитель воды,
Петр I хотел видеть свой город
изрезанным каналами, как Амстердам,
который он видел, как Венеция, о которой
он столько слышал, но где ему побывать не
довелось. Задание 3. На страницах Официального сервера Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru/culture/zodchie.htm
познакомьтесь с великими зодчими XVII -
XIX веков и их творениями, благодаря которым
Санкт-Петербург стал одним из красивейших городов мира. Из Западной Европы в
Петербург ехали не только архитекторы,
но и живописцы, граверы, скульпторы. Петр
I их всячески поощрял: иностранцам
платили в десять раз больше, чем русским,
но обязательным пунктом в договорах с
приезжающими было обучение русских
учеников “художествам и ремеслам,
которые сам знает”. © Центр дистанционного образования "Эйдос", 2001
О. Мандельштам
“Художниками”, первыми
архитекторами, приглашенными в
Петербург, были итальянец Доменико
Трезини, француз Жан-Батист Леблон
и другие замечательные европейские
мастера. Но планы города, разработанные
ими, были изменены - ведь их следовало
“привязать” к местности, соотнести с
природными особенностями, с
национальными традициями
градостроительства. И Петербург не стал
похож ни на Амстердам, ни на Венецию, ни
на Париж, но он оказался существенно
отличным от всех старых русских городов,
включая Москву.
В 1714 году он указом запретил
строить каменные здания по всей России,
кроме Петербурга, - в старой Москве “на
семи холмах” замерло всякое
строительство. А новый город строился, и
по желанию его создателя он должен был
как можно меньше походить на русский,
ведено было “все делать с примеру
сторонних, чужих земель”.
В Петербург приехали и итальянцы, и
немцы, и французы, и голландцы, живя и
работая здесь одновременно. Зачастую
специалисты из разных стран работали
над одной постройкой, каждый вносил в
нее свои особенности. Деятельные и
энергичные иноземцы, за редким
исключением, надолго в Петербурге не
задерживались. Благодаря постоянной
смене специалистов город приобрел яркое
своеобразие: он не стал ни итальянским,
ни немецким, ни голландским, ни
французским, его стиль - петербургский.
© Николаева Вера Александровна, 2001 - 2002
http://www.eidos.ru/master/index.htm
e-mail: eidos@mailru.com