Центр дистанционного
образования "Эйдос"

Дистанционные
мастер-классы

Друзья, внимание!
Мой персональный сайт переехал на новый домен и новый хостинг:
veranikolaeva.ru

Такое решение я приняла в связи с тем, что компания Яндекс отказывается от сервиса НАРОД и передает все сайты narod.ru на другой хостинг, которому я не слишком доверяю.

Очень жаль доменное имя vnikolaeva.narod.ru, которое было именем моего персонального веб-сайта с 2000 по 2013 год и очень жаль гостевые книги, которые пропадут при переезде.

Мастер-класс по искусству

9 - 13 января 2002 года


 

Санкт-Петербург

Зодчие Санкт-Петербурга

    Я с музой зодчего беседую опять...
О. Мандельштам

  Париж
  Рим

 

    Страной зодчих назвал Россию искусствовед и художник И. Э. Грабарь. Это высказывание в полной мере относится и к Петербургу. Создатель и основатель города Петр I поставил перед собой задачу “превратить Московскую Русь в Российскую Европу”, хотя бездумным приверженцем всего западного он не был. Один из его приближенных - механик, изобретатель А. К. Нартов - вспоминал о прибытии в Петербург труппы бродячих иностранцев-плясунов и акробатов. Царь выразил недовольство: “...Надобны художники, а не фигляры: Петербург не Париж. Пришельцам-шатунам сорить деньгами грех”.
    “Художниками”, первыми архитекторами, приглашенными в Петербург, были итальянец Доменико Трезини, француз Жан-Батист Леблон и другие замечательные европейские мастера. Но планы города, разработанные ими, были изменены - ведь их следовало “привязать” к местности, соотнести с природными особенностями, с национальными традициями градостроительства. И Петербург не стал похож ни на Амстердам, ни на Венецию, ни на Париж, но он оказался существенно отличным от всех старых русских городов, включая Москву.

    А. Н. Бенуа писал, что Петербург “не общеевропейский город, не русский, а какой-то совершенно особенный, безусловно прекрасный и грандиозный. Тип домов, церквей, размер улиц, план — все было у него свое, совершенно особенное”.

    Вся эта великолепная “непохожесть” города создавалась во многом усилиями приглашенных европейских зодчих, но они, переселившись в Россию, сами изменяли свою манеру под влиянием русских мастеров. “Принимая горячее участие в созидательном творчестве своей новой родины, итальянцы, немцы, французы часто забывали о своем прежнем отечестве и становились русскими в полном смысле слова, русскими по складу, по духу и чувству”, - говорил И. Грабарь.

    В строительстве Петербурга, сотрудничая, взаимодействуя и соперничая, участвуют и приглашенные с Запада архитекторы, и русские зодчие. Приносимые ими традиции русской архитектуры дополняли, совершенствовали, приближали к потребностям и вкусам жителей Петербурга архитектурное своеобразие Запада.

    О том, как русские традиции зодчества, вкусы и привычки иногда побеждали привычные для Запада приемы строительства и планировки города, писал А. Н. Бенуа. Он отмечал, что намеревались “сделать из Петербурга что-то голландское, а вышло свое, особенное... Там узенькие особнячки, аккуратненькие набережные, кривые улицы, кирпичные фасады, огромные окна... - здесь невысокие хоромы, огромная река с широкими берегами, прямые перспективы, штукатурка, и небольшие оконца...” Если это относится скорее к Петербургу петровского периода, то с течением времени город приобрел особый колорит, где на равных существовали замечательные образцы архитектуры классицизма и ампира, эклектики и изысканного модерна.

    Эта многоликость города словно призывает, по словам Ф. М. Достоевского, “вглядеться в Петербург внимательнее, изучить его физиономию и прочесть историю города в этих великолепных зданиях, дворцах, монументах”.

Почему в первый период строительства Петербурга так много было привлечено в город иноземных “архитектов”, как их называли в то время?

    Петр I, создавая “на болоте” гигантский новый город, не пожелал иметь в нем ничего московского. Он беспрестанно выписывал из-за границы все новых и новых строителей - “архитектов”, как их тогда называли: голландцев, итальянцев, немцев.
    В 1714 году он указом запретил строить каменные здания по всей России, кроме Петербурга, - в старой Москве “на семи холмах” замерло всякое строительство. А новый город строился, и по желанию его создателя он должен был как можно меньше походить на русский, ведено было “все делать с примеру сторонних, чужих земель”.

    Страстный любитель воды, Петр I хотел видеть свой город изрезанным каналами, как Амстердам, который он видел, как Венеция, о которой он столько слышал, но где ему побывать не довелось.
    В Петербург приехали и итальянцы, и немцы, и французы, и голландцы, живя и работая здесь одновременно. Зачастую специалисты из разных стран работали над одной постройкой, каждый вносил в нее свои особенности. Деятельные и энергичные иноземцы, за редким исключением, надолго в Петербурге не задерживались. Благодаря постоянной смене специалистов город приобрел яркое своеобразие: он не стал ни итальянским, ни немецким, ни голландским, ни французским, его стиль - петербургский.

Вид с Университетской набережной

Зимний дворец

Зимняя канавка

Задание 3.  На страницах Официального сервера Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru/culture/zodchie.htm познакомьтесь с великими зодчими XVII - XIX веков и их творениями, благодаря которым Санкт-Петербург стал одним из красивейших городов мира.


    Из Западной Европы в Петербург ехали не только архитекторы, но и живописцы, граверы, скульпторы. Петр I их всячески поощрял: иностранцам платили в десять раз больше, чем русским, но обязательным пунктом в договорах с приезжающими было обучение русских учеников “художествам и ремеслам, которые сам знает”.

 
Начало занятия

Продолжение занятия


©  Центр дистанционного образования "Эйдос", 2001
©  Николаева Вера Александровна, 2001 - 2002
http://www.eidos.ru/master/index.htm
e-mail:   eidos@mailru.com

Хостинг от uCoz