Между колонной Нельсона и Национальной галереей - два фонтана. Вода в них голубая и удивительно чистая. Мы видели, как в один из вечеров служитель, одетый в высокие резиновые сапоги, ходил в фонтане и подбирал инородные объекты, которые несознательные посетители Трафальгарской площади (конечно, туристы!) набросали в его воды. Туристов на площади всегда видимо-невидимо. Они глазеют, фотографируют, позируют, отдыхают на немногочисленных лавочках, жуя бутерброды, купленные тут же, в небольших кафешках по бокам от лестницы, сидят на ограждении фонтанов, свесив ноги наружу (а вы подумали, что в фонтан? ), сидят на ступеньках лестницы перед Национальной галереей. Несознательные туристы кормят голубей: мэрия Лондона несколько лет назад приняла постановление о запрещении такого кормления. Дело в том, что отъевшиеся голуби совсем забросали своими экскрементами и памятники, и мостовую площади, и фонтан. От голубиного помета (простите!) памятники и все остальное сильно портилось. Решено было запретить подобное развлечение туристов (в отличие о Венеции, где власти города, наоборот, поощряют кормление голубей, считая их венецианскими талисманами). По идее на площади должен ходить полицейский и хватать нарушающих закон с поличным. Но нигде полицейского видно не было. Пару раз в глаза бросились таблички с текстом предупреждения о недопустимости таких действий. К сожалению, эти таблички сдерживают не всех туристов ... Побродив по площади, мы с Игорем устремились правее здания Национальной галереи, к церкви Святого Мартина в Полях. Это интересная церковь. В ней покоятся многие знаменитости, например, живописцы Уильям Хогарт и Джошуа Рейнольдс. Теперешнее здание было построено по проекту архитектора Джеймса Гиббса, его строительство завершено в 1726 году. Немногие церкви могут похвастать таким же влиянием на архитектуру: в США, многократно повторенная, она стала эталоном так называемого колониального стиля церковных строений. Внутрь этой церкви мы не заходили, поэтому что-то сказать о ее внутреннем убранстве я не могу. Экскурсовод нам рассказывала, что в еще 1914 - 1927 годах ее крипта была открыта для ветеранов войны и других обездоленных, и сейчас ее служители помогают бедным - после полудня здесь раздают бесплатные обеды. А во дворе, за церковью существует очень недорогой рынок. Правда, туда мы тоже не выбрались.
В северо-восточной части здания Национальной галереи сейчас находится Национальная портретная галерея, где наряду с живописными полотнами представлены и фотопортреты знаменитых британцев со времен Тюдоров (с 1500-х годов). Вход в нее мы видели, но внутрь не зашли. Между церковью Святого Мартина в Полях и зданием Национальной галереи на площади мы увидели интересный памятник. Он мраморный. В его основании стоит фигура женщины, а венчает его - какое-то сооружение, похожее на крест. Посмотрите на его фотографию (справа вверху). Он меня сразу заинтересовал. Мы прочитали надпись на нем - "Humanity. Edith ... 1915". Назавтра, во время автобусной экскурсии я спросила у нашего гида Эльвиры, что это за памятник. Она отвечала мне не слишком уверенно. По ее мнению - это подарок Бельгии в благодарность за помощь Британии в I-й Мировой войне. По мнению же другого нашего гида, Людмилы, это - памятник британской разведчицы времен I-й Мировой войны, которая работала также как Мата Хари ... Только тогда при чем же здесь humanity - человечность, гуманность (англ.)?!! Ведь если мне не изменяет память, мой читатель, Мата Хари была великой соблазнительницей - танцовщицей, стриптизершей, шпионкой и потрясающей любовницей, в постели которой побывали многие высокопоставленные мужчины: монархи, премьер-министры, послы ... (среди них был даже один русский князь!). Секреты Мата Хари узнавала от любовников в постели, а затем передавала их своему командованию. Так вот, до сих пор неизвестно, на какую разведку она работала - на германскую или французскую. А расстреляли ее в 1917 году во Франции, и она бесстрашно не позволила завязать себе глаза перед казнью. Пройдя мимо левой стороны этого мраморного памятника, мы с Игорем
отправились дальше. И попали в
знаменитый лондонский район Сохо.
© Николаева Вера (текст,
фото), 2004 © Кривченко Игорь (фото), 2004
|