Государственный Эрмитаж - крупнейший музей нашей страны, один из величайших
музеев мира, гигантское собрание произведений искусства и памятников культуры
народов мира с древнейших времен до середины XX века. В музее хранится около 2
миллионов 700 тысяч подлинных вещей, из них почти 65 тысяч представлено в
экспозиции. В Эрмитаже шесть отделов: первобытной культуры,
культуры и искусства
античного мира, культуры и искусства народов Востока,
русской культуры,
западноевропейского искусства и нумизматики. Экспонаты размещены в четырех
зданиях и занимают 400 залов. |
|
Коллекции Эрмитажа формировались на протяжении
длительного времени. Датой основания музея принято считать 1764 год, когда от
берлинского купца Гоцковского, в счет погашения его долга русской казне,
поступила первая крупная коллекция картин, положившая начало собиранию
художественных ценностей.
В дальнейшем, помимо отдельных покупок, приобретены
были крупные собрания графа Брюля (Дрезден, 1769 г.), банкира Кроза (Париж, 1772
г.), лорда Уолполя (Лондон, 1779 г.), императрицы Жозефины (Париж, 1814 г.) и
многих других коллекционеров.
В начале XX века коллекция Эрмитажа содержала около
нескольких тысяч произведений искусства и памятников старины.
После Октябрьского переворота коллекции музея выросли
в 4,5 раза; были созданы новые отделы; помимо здания Нового Эрмитажа, которое
музей занимал перед первой мировой войной, ему были переданы помещения Малого и
Старого Эрмитажей, Эрмитажного театра, а в дальнейшем и грандиозное здание
Зимнего дворца. Эрмитаж стал наиболее посещаемым художественным музеем страны:
здесь бывает около 3,5 миллиона человек в год.
|
Зимний
дворец - главное здание в едином комплексе
помещений Эрмитажа - создан в 1754-1762 годах
известным зодчим Б.Ф.Растрелли. Здание выстроено в парадном стиле барокко и
является одним из лучших архитектурных памятников нашей страны. Помимо Растрелли
в разные годы над оформлением его интерьеров работали многие прославленные
архитекторы: Дж.Кваренги, О.Монферран,
К.И.Росси, А.П.Брюллов и
другие. |
|
После пожара 1837 года восстановительные работы во
дворце велись под руководством В.П.Стасова. При этом фасад здания и отдельные
интерьеры были сохранены в первоначальном виде, но многие помещения перестроены
в соответствии с новыми вкусами, характерными для 30-х годов XIX
века.
До Февральской революции 1917 года Зимний дворец был
царской резиденцией, а затем резиденцией буржуазного Временного
правительства.
В настоящее время поражают
воображение посетителей своей
красотой прекрасные залы, гордость русского
искусства - Георгиевский,
Малахитовый, Гербовый, Малиновый
кабинет, Золотая гостиная, Военная
галерея 1812 года и другие.
Северный павильон Малого
Эрмитажа построен в
1764-1775 годах
архитекторами Ж.-Б.Валлен-Деламотом и Ю.М.Фельтеном. Первоначально он
предназначался для интимных приемов и отдыха царской семьи. Подобные здания в то
время называли “эрмитажами” (что в переводе с французского значит “отшельник”
или “пустынька”). Во втором этаже находилось несколько небольших залов и зимний
сад - “Оранжерейный дом”. |
|
В середине XIX века помещения второго этажа были
перестроены архитектором А.И.Штакеншнейдером и на их месте создан нарядный
Павильонный зал – один из красивейших залов Эрмитажа. Южный павильон Малого
Эрмитажа (его фасад выходит на улицу Миллионная) был создан в середине XVIII века
архитектором Ю.М.Фельтеном.
Центральную часть Малого Эрмитажа занимает
Висячий
сад, расположенный на уровне второго этажа, над помещениями бывших конюшен и
каретного сарая (ныне в них оборудованы залы музея).
В саду растут деревья и кустарники.
Эрмитажные садовники ухаживают за
травяным покровом сада и
многочисленными цветами на его
клумбах. С двух сторон вдоль сада
идут галереи. В конце XVIII века в этих галерях размещались первые коллекции
музея.
|
Старый
Эрмитаж сооружен в 1771-1787 годах архитектором
Ю.М.Фельтеном. В середине XIX века интерьеры Старого Эрмитажа были перестроены
А.И.Штакеншнейдером. Сейчас в залах Старого
Эрмитажа экспонируются
произведения
западноевропейского искусства.
Многие залы посвящены работам итальянских
художников. Здесь есть две
знаменитые картины Леонардо да
Винчи - "Мадонна Бенуа" и "Мадонна Литта" (жемчужины эрмитажной коллекции), картины Рафаэля, Перуджино,
Джорджоне, Тициана, Ботичелли,
Веронезе, Караваджо. |
|
Один из русских
царей, побывав в Ватиканских
дворцах, был так очарован
работами Рафаэля, что приказал
построить в Старом Эрмитаже
галерею и расписать ее копиями
фресок Мастера. Теперь здесь есть
замечательные по красоте Лоджии
Рафаэля.
Новый
Эрмитаж - последнее по времени
постройки здание музея, возведенное в 1839-1850 годах
В.П.Стасовым и Н.Е.Ефимовым по проекту
Л.Кленце. Оно предназначалось специально для размещения
выставок императорского Эрмитажа - публичного музея, открытого в 1852
году.
Портик Главного подъезда Нового Эрмитажа, где до
середины 1920-х годов был вход в музей, украшают десять гранитных фигур
атлантов, созданных скульптором А.И.Теребеневым.
Эрмитажный театр построен в 1783-1787 годах архитектором Дж.Кваренги в стиле
итальянских театров эпохи Возрождения. На его спектаклях бывала лишь
императорская семья. Два раза в месяц выступали иностранные труппы, а позднее и
выдающиеся русские актеры. В наше время зал используется как лекторий Эрмитажа,
где систематически читаются публичные лекции по вопросам эстетики, искусства и
культуры. Помещение фойе, расположенное над Зимней канавкой и соединяющее
Эрмитажный театр со зданием Старого Эрмитажа, оформлено по проекту архитектора
Л.Бенуа. |
|
|
Адрес музея: Дворцовая
набережная, дом 36.
Транспорт: автобусы 10, 30, 44; троллейбусы
1,7,9,10 остановка "Дворцовая площадь"
Музей открыт ежедневно с 11 до 18 часов, летом с 10 до 18
часов.
Выходной день - понедельник.
Кассы музея прекращает продажу билетов за час
до закрытия музея.
|
© Николаева В.А., 2003 E-mail: vnikolaeva@mail.ru
|