|
|
путями ни попал человек в Рим, он
не может не ощутить, что ему
представляется возможность открыть для
себя историческое, архитектурное и
художественное наследие универсальной
ценности, ибо римская цивилизация
явилась - наряду с греческой - колыбелью
всей западной цивилизации.
О шедеврах римской архитектуры, о
необыкновенном колорите этого города
можно говорить долго. Здесь сохранились
и очень древние постройки, созданные до
нашей эры, и памятники недавно минувших
веков. Римляне бережно относятся к
своему городу: в его черте запрещено
строительство зданий современной
архитектуры.
На территории Рима
находится город-государство Ватикан,
резиденция первосвященника римско-католической
церкви - папы Римского.
Главный собор всех верующих - Собор
Святого Петра.
Поразительны размеры площади Святого
Петра (огромный эллипс, наибольший
диаметр которого равен 240 м) и ее
планировка, осуществленная по
гениальному проекту архитектора Лоренцо
Бернини, придавшему площади с помощью
монументальных боковых колоннад особое
символическое значение. Бернини
сравнил колоннады с материнскими
объятиями церкви. Эти колоннады,
расположенные полукругом вдоль
коротких сторон площади состоят из
четырех параллельных рядов колонн
тосканского и дорического ордера (284
колонны), образующих три внутренних
прохода. Над антаблементом возвышаются 140
огромных статуй Святых.
По преданию на месте собора принял
мученическую смерть и был захоронен Святой
Петр - "князь" Апостолов. При папе Анаклете
на этом месте была построена
усыпальница. В 324 году император Константин
заменил скромную усыпальницу на
базилику в стиле, характерном для
раннехристианских церквей Рима.
Завершенная в 349 году Констанцием,
сыном Константина, эта базилика со
временем значительно обогатилась за
счет щедрых даров пап и богатых
жертвователей. Тысячу лет спустя
после ее основания базилика Св. Петра
превратилась в руины, и только при папе Николае
V началось восстановление и
расширение базилики на основе проекта Бернарде
Росселлино. В самый разгар
строительства, когда началось
возведение новой кафедры, все работы
были прекращены в связи со смертью папы
Николая V. И только в 1506 году при папе Юлии
II делла Ровере строительные
работы были возобновлены. Большая часть
бывшей базилики была разрушена Браманте
(получившим титул мастера-разрушителя),
который решил построить здание заново в
современном классическом стиле: то есть
здание должно было иметь в плане
греческий крест. За полвека в
строительстве собора участвовали
многие зодчие, среди которых - Микеланджело,
который видоизменил проект Браманте,
увеличив размеры собора и увенчав его
огромным куполом. Вслед за Микеланджело
здесь работали такие мастера, как Виньола,
Пирро Лигорио, Джакомо делла Порта и Доменико
Фонтана, которые
строго следовали принципам, завещанным Микеланджело.
Затем, при папе Павле V, было решено
вновь перепланировать здание базилики,
вернувшись к идее латинского креста. С
этой целью архитектор Карло Мадерна
добавил с каждой стороны здания по три
капеллы и продлил неф до размеров
современного фасада. Работы были начаты
им в 1607 году и завершены в 1612. Для
строительства потребовались "целые
горы травертина из карьеров Тиволи".
Фасад собора поражает своими мощными
формами, торжественной ритмикой
коринфских колонн и пилястров
центрального портала и боковых арок.
Верх украшен девятью балконами.
Венчающим элементом является аттик с
балюстрадой, на которой возвышаются
тринадцать огромных статуй Апостолов (кроме
Св. Петра), Христа и Иоанна Крестителя.
И наконец, над всем этим доминирует
величественный купол с мощными
нервюрами - творение Микеланджело. В 1629
году работу в соборе возглавил
гениальный архитектор Лоренцо Бернини.
Он придал собору ярко выраженную барочную
окраску. Достаточно упомянуть
декорировку центрального и боковых
нефов, создание знаменитого бронзового
балдахина (открытого в день Св. Петра в 1633
году), а также декорировку пилястров
основания купола чертырьмя огромными
статуями и, наконец, возведение в
глубине апсиды Кафедры Св. Петра, которая
является одним из самых великолепных
архитектурных достижений Бернини.
Она включает в себя старинную
деревянную кафедру, с которой, по
легенде, проповедовал сам апостол Петр.
|
|
|
Собор Св. Петра хранит бесконечное
множество знаменитых памятников: от
прекрасной Пьеты Микеланджело,
изваянной мастером в 1499 - 1500 годах в
возрасте 25 лет, до бронзовой
статуи XIII века Св. Петра
благословляющего, сидящего с ключами в
руках - символом папской власти;
надгробные памятники папам, гробницы
пап. В соборе, восхищающем посетителей
своими громадными размерами (он
является самым большим собором в мире),
находится множество великолепных
мраморных статуй.
К собору примыкает Музей
истории Собора Св. Петра, или Музей
истории искусств, созданный Джован
Баттиста Джовенале. В нем находится Сокровищница
Св. Петра - огромное наследие церкви,
которое удалось сохранить несмотря на
повторявшиеся из века в век грабежи
сарацинов, на жестокое разграбление
Рима в 1527 году, а также конфискации,
проходившие в наполеоновскую эпоху.
|