3-я Всероссийская дистанционная
августовская педагогическая конференция

"ОБНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ"

Российская академия образования
Институт общего среднего образования РАО
Центр дистанционного образования "Эйдос"

Мастер-классы
Хостинг от uCoz

Друзья, внимание!
Мой персональный сайт переехал на новый домен и новый хостинг:
veranikolaeva.ru

Такое решение я приняла в связи с тем, что компания Яндекс отказывается от сервиса НАРОД и передает все сайты narod.ru на другой хостинг, которому я не слишком доверяю.

Очень жаль доменное имя vnikolaeva.narod.ru, которое было именем моего персонального веб-сайта с 2000 по 2013 год и очень жаль гостевые книги, которые пропадут при переезде.

Мастер-класс по искусству

28 августа - 1 сентября 2001 года


 

Санкт-Петербург

Рим

    "Все дороги ведут в Рим" - эта старинная поговорка прекрасно иллюстрирует значимость и величие вечного города. И какими бы 

  Париж
 
 

путями ни попал человек в Рим, он не может не ощутить, что ему представляется возможность открыть для себя историческое, архитектурное и художественное наследие универсальной ценности, ибо римская цивилизация явилась - наряду с греческой - колыбелью всей западной цивилизации.

    О шедеврах римской архитектуры, о необыкновенном колорите этого города можно говорить долго. Здесь сохранились и очень древние постройки, созданные до нашей эры, и памятники недавно минувших веков. Римляне бережно относятся к своему городу: в его черте запрещено строительство зданий современной архитектуры.

    На территории Рима находится город-государство Ватикан, резиденция первосвященника римско-католической церкви - папы Римского. Главный собор всех верующих - Собор Святого Петра.

Собор Святого Петра

    Поразительны размеры площади Святого Петра (огромный эллипс, наибольший диаметр которого равен 240 м) и ее планировка, осуществленная по гениальному проекту архитектора Лоренцо Бернини, придавшему площади с помощью монументальных боковых колоннад особое символическое значение. Бернини сравнил колоннады с материнскими объятиями церкви. Эти колоннады, расположенные полукругом вдоль коротких сторон площади состоят из четырех параллельных рядов колонн тосканского и дорического ордера (284 колонны), образующих три внутренних прохода. Над антаблементом возвышаются 140 огромных статуй Святых.

    По преданию на месте собора принял мученическую смерть и был захоронен Святой  Петр - "князь" Апостолов. При папе Анаклете на этом месте была построена  усыпальница. В 324 году император Константин заменил скромную усыпальницу на базилику в стиле, характерном для раннехристианских церквей Рима. Завершенная в 349 году Констанцием, сыном Константина, эта базилика со временем значительно обогатилась за счет щедрых даров пап и богатых жертвователей. Тысячу лет спустя после ее основания базилика Св. Петра превратилась в руины, и только при папе Николае V началось восстановление и расширение базилики на основе проекта Бернарде Росселлино. В самый разгар строительства, когда началось возведение новой кафедры, все работы были прекращены в связи со смертью папы Николая V. И только в 1506 году при папе Юлии II делла Ровере строительные работы были возобновлены. Большая часть бывшей базилики была разрушена Браманте (получившим титул мастера-разрушителя), который решил построить здание заново в современном классическом стиле: то есть здание должно было иметь в плане греческий крест. За полвека в строительстве собора участвовали многие зодчие, среди которых - Микеланджело, который видоизменил проект Браманте, увеличив размеры собора и увенчав его огромным куполом. Вслед за Микеланджело здесь работали такие мастера, как Виньола, Пирро Лигорио, Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана, которые строго следовали принципам, завещанным Микеланджело. Затем, при папе Павле V, было решено вновь перепланировать здание базилики, вернувшись к идее латинского креста. С этой целью архитектор Карло Мадерна добавил с каждой стороны здания по три капеллы и продлил неф до размеров современного фасада. Работы были начаты им в 1607 году и завершены в 1612. Для строительства потребовались "целые горы травертина из карьеров Тиволи".

Фасад Собора Святого Петра

    Фасад собора поражает своими мощными формами, торжественной ритмикой коринфских колонн и пилястров центрального портала и боковых арок. Верх украшен девятью балконами. Венчающим элементом является аттик с балюстрадой, на которой возвышаются тринадцать огромных статуй Апостолов (кроме Св. Петра), Христа и Иоанна Крестителя. И наконец, над всем этим доминирует величественный купол с мощными нервюрами - творение Микеланджело. В 1629 году работу в соборе возглавил гениальный архитектор Лоренцо Бернини. Он придал собору ярко выраженную барочную окраску. Достаточно упомянуть декорировку центрального и боковых нефов, создание знаменитого бронзового балдахина (открытого в день Св. Петра в 1633 году), а также декорировку пилястров основания купола чертырьмя огромными статуями и, наконец, возведение в глубине апсиды Кафедры Св. Петра, которая является одним из самых великолепных архитектурных достижений Бернини. Она включает в себя старинную деревянную кафедру, с которой, по легенде, проповедовал сам апостол Петр.

Площадь Собора Святого Петра

Купол Собора Святого Петра

Интерьер Собора Святого Петра

Задание 10.  Изучите информацию о стиле барокко на странице сайта http://www.greatbuildings.com/types/styles/baroque.html 

Бронзовый балдахин Бернини и Святой Петр

    Собор Св. Петра хранит бесконечное множество знаменитых памятников: от прекрасной Пьеты Микеланджело, изваянной мастером в 1499 - 1500 годах в возрасте 25 лет до бронзовой статуи XIII века Св. Петра благословляющего, сидящего с ключами в руках - символом папской власти; надгробные памятники папам, гробницы пап. В соборе, восхищающем посетителей своими громадными размерами (он является самым большим собором в мире), находится множество великолепных мраморных статуй.

    К собору примыкает Музей истории Собора Св. Петра, или Музей истории искусств, созданный Джован Баттиста Джовенале. В нем находится Сокровищница Св. Петра - огромное наследие церкви, которое удалось сохранить несмотря на повторявшиеся из века в век грабежи сарацинов, на жестокое разграбление Рима в 1527 году, а также конфискации, проходившие в наполеоновскую эпоху.

 
Начало занятия

Продолжение занятия


©  Центр дистанционного образования "Эйдос", 2001
©  Николаева Вера Александровна, 2001
http://www.eidos.ru/master/index.htm
e-mail:   eidos@mailru.com